Интегрированный урок по русскому языку и этике «Речь и
этикет» или урок вежливости (5 класс)
Тема урока:
Основные правила
общения. Речевой этикет.
Цель урока:
Развитие речи
учащихся. Дать понятие о речевом общении как любом взаимодействии между людьми.
Показать, что цель общения – передать или воспринять смысл речи. Воспитывать
культуру речи и общения. Нравственное,этическое и эстетическое воспитание.
Оборудование:
Выставка книг по
теме, дидактический материал, мультимедийная доска, ИКТ, учебник «Этика» 5 класс,
мультфильм «Лунтик/Невежи», презентация.
Ход занятия
I.
Мотивация
учебной деятельности: вызвать интерес к обсуждаемой теме.
1. Выразительное
чтение стихов Александра Яшина «С ДОБРЫМ УТРОМ!». Слайд 1,2
2. Беседа с учащимися:
- Какую информацию содержат формулы речевого этикета?
(приветствие, прощание, благодарность…)
- Какой смысл заключен в этикетных выражениях?
II.
Объявление темы и цели урока.
Итак, Предметом нашего сегодняшнего разговора на уроке
будут правила общения между людьми. То, что мы называем речевым этикетом. Слайд
3
1.
Заранее подготовленные ученики читают историю
происхождения слова «этикет» (упр. 398, 400)
2.
Таким образом, для того, чтобы быть воспитанным человеком
нужно знать определенные правила, которые мы учим на уроках этики.
Слайд 4.
3. Но общаться можно не только при помощи слов. Немаловажное
значение имеют жесты, которыми люди сопровождают свою речь.
4.
Рассказ о правилах общения в разных странах (Ролевая игра
Слайд 5)
III.
Работа над темой
урока:
1.
Внимание на цитаты на мультимедийной доске. Слайд 6,7
«Ничто не ценится так дорого и не
стоит так дешево, как вежливость»
М. де Сервантес
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения»
А. де Сент-Экзюпери
2. Инсценировка сказки О.Уайльда «Замечательная ракета».
Слайд 8
- Послушаем замечательный диалог из сказки «Ракета и
Лягушонок»
3. Беседа с учащимися:
- Какие правила общения нарушили герои сказки?
- Согласны ли вы с ракетой, что «это» нельзя назвать
беседой?
4. Выбор и чтение пословиц и поговорок и зачитывание в
группах (упр.386)
5. Индивидуальное письменное задание. Составить диалог
«Разговор по телефону». Слайд 9.
6. Понятие о вежливости. Правила вежливости. Слайд 10, 11
Физкультминутка
Учащиеся повторяют за ведущим жесты и отгадывают их
значение.
7. Игра «Доскажи словечко». Слайд 12,13,14,15
8.
Составление «Круга
общения». Слайд 16, 17
IV.
Подведение итогов работы над темой.
1. Итак, мы увидели с вами, какое значение в жизни человека,
общества имеет доброе приветливое слово, как важно уметь правильно красиво
говорить.
2. Давайте посмотрим, насколько мы вежливы. Слайд 18,19.
V.
Подведение итогов урока.
1. В тетрадях закончить предложение «Речевой этикет – это…»
2.
Давайте посмотрим
мультфильм про Лунтика. Серия «Невежи»
VI.
Домашнее задание.
Сочинение – рассуждение «Нужен ли нам речевой этикет»
Комментариев нет:
Отправить комментарий